Пейзажный (английский, ландшафтный) парк.
Это – детище природы, владельца и садовника, причем в отличие от крупных профессионально устроенных парков, где была велика роль садовника-творца, в них явно превалировали природа и индивидуальность владельца.
Пейзажный (английский, ландшафтный) парк – направление в садово-парковом искусстве, возникшее в Англии в 30-е 40-е годы XVIII века и тесно связанное с романтизмом, ведущим художественным направлением середины. XVIII – начала XIХ вв; другое название английского парка – романтический.
В русском парке естественный природный компонент гораздо сильнее, рельеф в них и даже древесные насаждения («рощи») по большей части сохраняются, получая лишь некоторые дополнения, выявляющие и подчеркивающие их непосредственную прелесть и выразительность.
Основной принцип построения пейзажного парка— свободная планировка с использованием естественных ландшафтов, за счет которой подчеркиваются природные красоты и маскируются ландшафтные недостатки. При создании пейзажных композиций необходимо добиваться иллюзии естественности, а все элементы сада подчинять общему замыслу. В саду желателен неровный рельеф с холмами, оврагами, водоемами и болотами. Плоский ландшафт изменяется искусственно, на нем создаются озера, холмы, впадины, при этом всячески скрывается их рукотворность.
Главная задача при создании сада – добиться впечатления давно сложившегося щемяще красивого природного ландшафта. Несмотря на кажущуюся естественность, в английском пейзажном парке соблюдается строгая иерархия посадок и тщательно подбираются растения, благодаря чему сад красив во все времена года.
Строения в английском парке второстепенны, они вписываются в пейзаж, но ни в коем случае не доминируют. Например, павильон выглядывает из зарослей деревьев, которые значительно превышают его объем, мост органически вырастает из понижений рельефа, руины всегда обвиты плющом…
В пейзажном парке необходима непредсказуемость и за каждым новым поворотом аллеи или зарослью кустов и деревьев посетителя может ждать сюрприз: поляна с завораживающим видом, мост, павильон в палладианском стиле или садовая руина.
Центром английского парка в усадьбе Вульфов были «зелёный театр» и живописные холмы с удивительными названиями «Парнас» и «Зверинец».
Из воспоминаний О.Н. Вульф: « Очень красив был один из холмов в саду, названый «Парнасом» и вся его часть, известная под названием «Зверинец» с гротами, в которых в давние времена содержались звери. Эта часть гораздо древнее липовой» и по возрасту превосходит сам особняк.
Есть легенда, что здесь проходили медвежьи забавы. Возможно, А.С. Пушкин, слышавший об этих утехах, именно берновскую усадьбу сделал прототипом троекуровских забав в повести «Дубровский», хотя это характерно для многих дворянских усадеб 18-19 веков.